Коллега Пруль (collegaproul) wrote,
Коллега Пруль
collegaproul

Categories:

Какое оно, лицо «Союзмультфильма»? (История одного логотипа)

«Союзмультфильм» — анимационная студия
в Москве, известная благодаря фильмам
«Ну, погоди!» и «Мария, Мирабела».
(Из Википедии на румынском языке)
http://ro.wikipedia.org/wiki/Soiuzmultfilm

А сейчас я поговорю о том, о чём давно хотел сказать, только не считал нужным сказать вслух.
Моя знакомая, аниматор, с которой я некоторое время переписывался по поводу её художеств, сообщила мне недавно, что вышел новый выпуск мультжурнала «Весёлая карусель», в работе над одним из сюжетов которого она участвовала.
Я был искренне рад. По-моему, её работа получилась удачной. Но сейчас я не об этом.
А о том, что когда я начал смотреть, я подумал: «Интересно, а почему логотип студии из "Ну, погоди!"?»


Да, действительно. Это теперь уже официальный торговый знак. Так, сказать, лицо студии.
А как же, спросят меня, Чебурашка, которого мы привыкли видеть на обложках кассет и дисков с начала девяностых?
Боюсь, что причина более чем прозаична. У Чебурашки есть автор, писатель Эдуард Успенский. Он регулярно судится со всеми, кто использует изображение этого героя. Даже с художником Леонидом Шварцманом, который, собственно, и сделал для мультфильма это изображение, сделал Чебурашку именно таким, каким мы его знаем. Поэтому дирекция студии предпочитает не рисковать. Это самая правдоподобная версия.
А ведь, надо сказать, каждый, кто смотрел мультфильмы более-менее внимательно, наверное, заметил, что у киностудии «Союзмультфильм» единого логотипа не было. В разных фильмах титр с названием студии выглядел по-разному.
А может, он всё-таки был?

Да! Такой логотип был.
Киностудия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году, правда, в её названии тогда присутствовал «лишний» слог «ДЕТ»: лишь через год решили, что мультфильмы нужны и взрослым зрителям. Тогда, в 1937 году, и появился вот этот логотип.



Этот логотип существовал довольно долго, он ещё использовался в середине пятидесятых годов, а отдельные его рудименты встречались ещё в шестидесятых (например, в первом выпуске того же «Ну, погоди!») и даже в семидесятых.

smf9

(«Двенадцать месяцев», И. П. Иванов-Вано, 1956)

Но чаще всего им не пользовались вообще. Достаточно было написать название студии, и никаких украшательств не нужно.

smf11

(«Остров ошибок», В. и З. Брумберг, 1955)

Но времена меняются. Наступает оттепель, общество задумывается об эстетике в технике, в быту… Иногда возвращается то, что прежде считалось буржуазными предрассудками. Советские предприятия обзаводятся новыми логотипами.
Именно в это время появляется прообраз того разноцветного логотипа, который используется сегодня. Его автор — Евгений Мигунов, знаменитый впоследствии карикатурист и иллюстратор, который, к сожалению, из-за внутристудийных интриг был вынужден покинуть мультипликацию.

ClipBoard-1

Но он не стал доминирующим тогда, на рубеже шестидесятых. Первый официальный логотип был забыт, и для каждого нового фильма рисовался такой логотип, который соответствует его эстетике.  Эстетика может быть художественной…

smf12

(«Винни-Пух идёт в гости», Ф. Хитрук, 1971)

…или национально-исторической:

smf14

(«Аргонавты», А. Снежко-Блоцкая, 1971)

smf6

(«Василиса Микулишна», Р. Давыдов, 1975)

smf16

(«Вперёд, время!», В.Тарасов, 1977)

smf15

(«Почему ослик заупрямился», Б. Степанцев, 1979)

smf13

(«Премудрый пескарь», В. Караваев, 1979)

Последний образец — это фактически новый логотип студии, который существовал с конца шестидесятых. Три строки друг над другом визуально напоминали здание студии — бывший Музей атеизма, пристроенный к старинной церкви.



Этот логотип имел уже устойчивую композицию, но воспроизводился разными шрифтами в зависимости от контекста.
Три строки, которые могли появляться на экране не сразу, а последовательно, иногда даже отображались в музыкальном сопровождении мультфильмов — например, в музыке М. Мееровича к «Котёнку по имени Гав».

smf2

(«По следам бременских музыкантов», В. Ливанов, 1973)

smf5

(Журнал «Весёлая карусель № 5», 1973)

smf8

(«Щелкунчик», Б. Степанцев, 1973)

Но по-прежнему чаще всего пользовались просто надписью «Союзмультфильм» или «Киностудия "Союзмультфильм"». Опять же в зависимости от эстетики самого фильма.

smf7

(«Халиф-аист», В. Угаров, 1981)

Некоторые мэтры пользовались своими индивидуальными заставками.
Роман Качанов, снявший цикл про крокодила Гену, сделал своим фирменным знаком Чебурашку. В таком виде знак студии появляется в его фильмах «Наследство волшебника Бахрама», «Последний лепесток», «Тайна третьей планеты», и даже некоторых других режиссёров: например, «Достать до неба» Г. Бардина или «Подарок для самого слабого» Л. Каюкова.
И именно этот логотип в девяностые годы де-факто стал официальной эмблемой студии, которая воспроизводилась на видеокассетах и видеодисках.

smf4

(«Последний лепесток», Р. Качанов, 1975)

Сёстры Валентина и Зинаида Брумберг, ветераны «Союзмультфильма» ещё с довоенных времён, в шестидесятые годы использовали в заставках своих фильмов нарисованного человечка из мультфильма «Федя Зайцев» (и его поздней версии «Человечка нарисовал я»). С этой заставкой вышли фильмы «Большие неприятности», «Три толстяка», «Кентервильское привидение», «Кот в сапогах» и другие.

smf1

(«Огонь», В. и З. Брумберг, 1971)

После распада СССР уже упоминавшийся Л. Каюков создал новый логотип на основе старого, который использовал в своих фильмах «Чуффык» и «Чинк». Этот логотип должен был символизировать начало новой эпохи в новой России. Ему не суждено было утвердиться — «Союзмультфильм» нищал, разворовывался, и сам Каюков в разгроме студии сыграл не последнюю роль.

И теперь мы вернулись к тому, с чего начали. К логотипу из «Ну, погоди!»
Название составлено из цветных, жизнерадостных букв, как бы создающих иллюзию движения своим «неустойчивым» положением. Создаётся впечатление, что они как бы бегут друг за другом.
Безусловно, для комического, гэгового «Ну, погоди!» это хорошо. А вы, читатель, смогли бы представить этот логотип в начале «Ёжика в тумане», или «Стеклянной гармоники», или «Геракла у Адмета», или «Перевала»? Лично я бы не смог.
Никоим образом руководство «Союзмультфильма» я не осуждаю. Потому что это их право — утверждать логотипы и другое. Но, знаете ли, как-то не сильно хотелось бы, чтобы и в бывшем СССР зрители думали про «Союзмультфильм» то же самое, что и составители процитированной мной в начале википедийной статьи, а относились бы к его наследию немного шире.

Tags: мультипликация
Subscribe

  • Книга о наших «Бременских музыкантах»

    Как известно, последнее десятилетие характеризуется, кроме своих отрицательных явлений, также таким положительным, как серьёзное осмысление советской…

  • Булычёву - 80

    Как я говорил, неизвестные подробности о жизни Кира Булычёва не перестают появляться. Одним из ярких примеров этого может служить найденный в 2012…

  • Реквием в стиле «массаракш», или Проклятие Пашки Гераскина

    «Теперь назначен к нам Тетерин, И каждый здесь ужасно рад. Давайте дружно мы теперя…» никто не помнит, как там было дальше? Это читал персонаж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Книга о наших «Бременских музыкантах»

    Как известно, последнее десятилетие характеризуется, кроме своих отрицательных явлений, также таким положительным, как серьёзное осмысление советской…

  • Булычёву - 80

    Как я говорил, неизвестные подробности о жизни Кира Булычёва не перестают появляться. Одним из ярких примеров этого может служить найденный в 2012…

  • Реквием в стиле «массаракш», или Проклятие Пашки Гераскина

    «Теперь назначен к нам Тетерин, И каждый здесь ужасно рад. Давайте дружно мы теперя…» никто не помнит, как там было дальше? Это читал персонаж…